Обобщённое
наименование вольки (по-латински – Volcae) относилось к подвижным и
воинственным кельтским этноязыковым группам и фиксировалось применительно к
разному времени.
Наименование
Volcae функционировало на прежней этноязыковой ветке, а
потом было унаследовано в новую действительность, где изменилось фонетически,
грамматически и в содержательном плане.
В изначальных историко-культурных
и этноязыковых условиях, как считается, в середине I
тысячелетия до новой эры, началась активность кельтов, часть которых переместилась
из центральноевропейских районов далеко на восток, вплоть до Верхнего
Поднепровья и Посожья.
Здесь
кельтский этноязыковой и культурный компонент стал частью складывавшейся
этноязыковой группы невров, о которых сообщал древнегреческий историк V века
до новой эры Геродот. Невры формировались в верхнем течении Днепра, в области
распространения милоградской археологической культуры VII–III веков до новой
эры.
Заметим,
что для милоградской археологической культуры характерны находки гальштатского
типа, то есть относящиеся к гальштатской культуре иллирийских и кельтских
племён, живших в южной части Средней Европы в раннем железном веке, в VIII–V
веках до новой эры.
По
всей видимости, кельты в составе невров были основным, но не единственным
этноязыковым компонентом. В сложении невров участвовали также иллирийцы. Но это
тема для отдельного рассуждения. Возвратимся к активности кельтов в середине I тысячелетия до новой
эры.
Кельтский
авангард был представлен боями (бойями) и вольками-тектосагами.
Последние двигались на восток вдоль южных рубежей германского этноязыкового
ареала и поэтому стали известны в источниках под германизированным названием Walhōz,
с которым соотносится и самое распространённое славянское название кельтов – волохи.
Наименования
Walhōz и
волохи в дальнейшем переоформились
в фонетико-грамматическом отношении и получили вторичное осмысление и
содержание.
В
германском этноязыковом ареале появилось слово walha в значении «римлянин», которое затем в немецком и
англосаксонском языках стало означать «чужак», «раб», «бритт», «валлиец»
(сравните английское слово Welsh
– «уэльский, валлийский»).
В
старорусских памятниках обозначилось наименование Влахи («Италия»), связанное с церковнославянским (старославянским) словом
влахъ, которое указывало на человека
романского происхождения вообще. В чешском языке начал использоваться топоним Vlachy, которому соответствовал
топоним Włochy («Италия»)
в польском языке.
В
южной части современной Румынии, между Южными Карпатами и Дунаем, сложилась
область Валахия, которая исторически делится на Мунтению (Большую Валахию) и
Олтению (Малую Валахию).
Изначально, в этимологическом плане,
кельтское наименование volcos,
volcae означало «волки», что
объясняется культом волка, распространённым среди древних кельтов.
Отсюда
и культ волка у геродотовых невров, а ещё образ волшебного волка-помощника в
восточнославянских сказках, потому что невры стали одним из этноязыковых и
культурных субстратов для восточных славян.
Что
касается второго наименования кельтов-вольков – тектосаги (по-латински –
Tectosagii), то оно происходит из галльского обозначения Textosagioi
(Textosagios), в котором глухой велярный
фрикатив [x],
отсутствовавший в латинском языке, был заменён звуком [k].
Латинское
обозначение Tectosagii и галльское Textosagioi (Textosagios) состоят из двух
компонентов Tecto- + -sagii, Texto- + - sagioi
(-sagios).
Первый
из них означает «владения, место для жизни (< *texto – «владения», «собственность»;
ср. древнеирландское слово techt – «владения»). Второй
компонент понимается в значении «те, кто ищут».
В
целом, наименование Tectosagii, Textosagioi (Textosagios) соответствует
староирландскому юридическому термину techtaigidir («стремиться установить
или восстановить законные права на землю»).
Такой
этимологический комментарий вполне соотносится с сущностью вольков-тектосагов,
активных, воинственных групп, стремившихся к захвату чужих земель, что им и
удавалось.
Правда,
в итоге эти вольки-тектосаги стали этноязыковым и культурным субстратом.
Впрочем, такова участь любого народа, выступающего на арене истории в рамках
отведённого ему свыше времени.
© А. Ф. Рогалев. Древний мир. Этносы, этнонимы. –
Гомель: ГГУ имени Франциска Скорины, 2021. – 128 с.