Поиск по этому блогу

воскресенье, 25 февраля 2024 г.

Кто такие вольки и что означает их второе наименование – тектосаги?

Обобщённое наименование вольки (по-латински – Volcae) относилось к подвижным и воинственным кельтским этноязыковым группам и фиксировалось применительно к разному времени.

Наименование Volcae функционировало на прежней этноязыковой ветке, а потом было унаследовано в новую действительность, где изменилось фонетически, грамматически и в содержательном плане.

В изначальных историко-культурных и этноязыковых условиях, как считается, в середине I тысячелетия до новой эры, началась активность кельтов, часть которых переместилась из центральноевропейских районов далеко на восток, вплоть до Верхнего Поднепровья и Посожья.

Здесь кельтский этноязыковой и культурный компонент стал частью складывавшейся этноязыковой группы невров, о которых сообщал древнегреческий историк V века до новой эры Геродот. Невры формировались в верхнем течении Днепра, в области распространения милоградской археологической культуры VII–III веков до новой эры.

Заметим, что для милоградской археологической культуры характерны находки гальштатского типа, то есть относящиеся к гальштатской культуре иллирийских и кельтских племён, живших в южной части Средней Европы в раннем железном веке, в VIII–V веках до новой эры.

По всей видимости, кельты в составе невров были основным, но не единственным этноязыковым компонентом. В сложении невров участвовали также иллирийцы. Но это тема для отдельного рассуждения. Возвратимся к активности кельтов в середине I тысячелетия до новой эры.

Кельтский авангард был представлен боями (бойями) и вольками-тектосагами. Последние двигались на восток вдоль южных рубежей германского этноязыкового ареала и поэтому стали известны в источниках под германизированным названием Walhōz, с которым соотносится и самое распространённое славянское название кельтов – волохи.

Наименования Walhōz и волохи в дальнейшем переоформились в фонетико-грамматическом отношении и получили вторичное осмысление и содержание.

В германском этноязыковом ареале появилось слово walha в значении «римлянин», которое затем в немецком и англосаксонском языках стало означать «чужак», «раб», «бритт», «валлиец» (сравните английское слово Welsh – «уэльский, валлийский»).

В старорусских памятниках обозначилось наименование Влахи («Италия»), связанное с церковнославянским (старославянским) словом влахъ, которое указывало на человека романского происхождения вообще. В чешском языке начал использоваться топоним Vlachy, которому соответствовал топоним Włochy («Италия») в польском языке.

В южной части современной Румынии, между Южными Карпатами и Дунаем, сложилась область Валахия, которая исторически делится на Мунтению (Большую Валахию) и Олтению (Малую Валахию).

Изначально, в этимологическом плане, кельтское наименование volcos, volcae означало «волки», что объясняется культом волка, распространённым среди древних кельтов.

Отсюда и культ волка у геродотовых невров, а ещё образ волшебного волка-помощника в восточнославянских сказках, потому что невры стали одним из этноязыковых и культурных субстратов для восточных славян.

Что касается второго наименования кельтов-вольков – тектосаги (по-латински – Tectosagii), то оно происходит из галльского обозначения Textosagioi (Textosagios), в котором глухой велярный фрикатив [x], отсутствовавший в латинском языке, был заменён звуком [k].

Латинское обозначение Tectosagii и галльское Textosagioi (Textosagios) состоят из двух компонентов Tecto- + -sagii, Texto- + - sagioi (-sagios).

Первый из них означает «владения, место для жизни (< *texto – «владения», «собственность»; ср. древнеирландское слово techt – «владения»). Второй компонент понимается в значении «те, кто ищут».

В целом, наименование Tectosagii, Textosagioi (Textosagios) соответствует староирландскому юридическому термину techtaigidir («стремиться установить или восстановить законные права на землю»).

Такой этимологический комментарий вполне соотносится с сущностью вольков-тектосагов, активных, воинственных групп, стремившихся к захвату чужих земель, что им и удавалось.

Правда, в итоге эти вольки-тектосаги стали этноязыковым и культурным субстратом. Впрочем, такова участь любого народа, выступающего на арене истории в рамках отведённого ему свыше времени.

© А. Ф. Рогалев. Древний мир. Этносы, этнонимы. – Гомель: ГГУ имени Франциска Скорины, 2021. – 128 с.