Нубия
и
нубийцы. Историческая область Нубия локализуется в долине реки Нил. В разное
время её границы определялись по-разному. Например, в XIX веке к Нубии, в
частности, относилась вся область по течению Нила к югу от Египта до Абиссинии
и даже южнее.
В
настоящее время в историко-географической и справочно-энциклопедической
литературе топоним Нубия рассматривается как условное обозначение
территории в средней части бассейна реки Нил и его притоков, а также как обобщающее
название совокупности государственных образований, сложившихся на этой
территории после падения Кушитского царства около середины IV
века новой эры.
Считается,
что в историческую Нубию со II тысячелетия до новой эры
из оазисов Ливийской пустыни проникали этноязыковые группы под условным
названием нубийцы, и это привело в конце I тысячелетия новой эры к
существенным этноязыковым и государственно-политическим изменениям в средней
части долины Нила.
Этноним
нубийцы в такой форме образован в русском языке посредством русского
словообразовательного аффикса -цы от топонима Нубия.
Этот
же этноним (нубийцы) используется и для наименования современных
нильских нубийцев, автоэтнонимом которых является nòòbíí.
Современные нубийцы живут на юге (юго-востоке) Египта и севере Судана, в
исторической области Нубия. Их численность определяется до двух миллионов
человек. Они относятся к переходной эфиопской расе, сочетающей признаки негроидной
расы и европеоидные черты.
Народ
nòòbíí использует нило-нубийские
языки, относящиеся к нубийской ветви тама-нубийской семьи (нило-сахарская языковая
макросемья). Люди nòòbíí преимущественно знают также арабскую речь.
Происхождение этнонима nòòbíí дискуссионно. Чаще всего его сопоставляют
с древнеегипетским словом nbw («золото»). Историческая
Нубия считалась средоточием запасов золота, экзотических материалов и славилась
мастерством в художественной обработке драгоценных металлов.
Вместе с тем возможна связь этнонима с наименованием божества Анубиса,
но не в прямом подчинении людей культу Анубиса, изображавшегося с головой
собаки или шакала (волка), а в глубинном скрытом смысле – «потомки из рода
собаки (волка)», с связи с эзотерическими знаниями о роли «псиной» сириусянской
цивилизации в истории Земли и человечества.
© А. Ф. Рогалев. Введение в этнонимику. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – 250 с.