Поиск по этому блогу

четверг, 15 февраля 2024 г.

О топониме Нубия и этнониме нубийцы (nòòbíí)

Нубия и нубийцы. Историческая область Нубия локализуется в долине реки Нил. В разное время её границы определялись по-разному. Например, в XIX веке к Нубии, в частности, относилась вся область по течению Нила к югу от Египта до Абиссинии и даже южнее.

В настоящее время в историко-географической и справочно-энциклопедической литературе топоним Нубия рассматривается как условное обозначение территории в средней части бассейна реки Нил и его притоков, а также как обобщающее название совокупности государственных образований, сложившихся на этой территории после падения Кушитского царства около середины IV века новой эры.

Считается, что в историческую Нубию со II тысячелетия до новой эры из оазисов Ливийской пустыни проникали этноязыковые группы под условным названием нубийцы, и это привело в конце I тысячелетия новой эры к существенным этноязыковым и государственно-политическим изменениям в средней части долины Нила.

Этноним нубийцы в такой форме образован в русском языке посредством русского словообразовательного аффикса -цы от топонима Нубия.

Этот же этноним (нубийцы) используется и для наименования современных нильских нубийцев, автоэтнонимом которых является nòòbíí.

Современные нубийцы живут на юге (юго-востоке) Египта и севере Судана, в исторической области Нубия. Их численность определяется до двух миллионов человек. Они относятся к переходной эфиопской расе, сочетающей признаки негроидной расы и европеоидные черты.

Народ nòòbíí использует нило-нубийские языки, относящиеся к нубийской ветви тама-нубийской семьи (нило-сахарская языковая макросемья). Люди nòòbíí преимущественно знают также арабскую речь.

Происхождение этнонима nòòbíí дискуссионно. Чаще всего его сопоставляют с древнеегипетским словом nbw («золото»). Историческая Нубия считалась средоточием запасов золота, экзотических материалов и славилась мастерством в художественной обработке драгоценных металлов.

Вместе с тем возможна связь этнонима с наименованием божества Анубиса, но не в прямом подчинении людей культу Анубиса, изображавшегося с головой собаки или шакала (волка), а в глубинном скрытом смысле – «потомки из рода собаки (волка)», с связи с эзотерическими знаниями о роли «псиной» сириусянской цивилизации в истории Земли и человечества.

© А. Ф. Рогалев. Введение в этнонимику. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – 250 с.